Делай добро втайне

Каждому хочется побороть свои недостатки. Но в этом благом стремлении кроется опасность. Вот как бывает иногда: тот, кто решил исправиться, сначала стремится стать хорошим, потом — лучше, чем его товарищ, а потом — вообще лучше всех. А это — путь к гордыне…

Профессор заглянул в комнату к внукам, чтобы позвать их на ужин.

— Дедушка, сейчас. Только запишу, сколько у меня сегодня баллов, —
сказал Дима. — А то потом забуду, и Света окажется лучше меня.

— Что забудешь? — не понял профессор.

— Забуду, какое доброе дело сделал и сколько баллов за него получу.

— Дедушка, мы решили помогать нашей соседке, Татьяне Вадимовне, — сказала Света. — Ты же нам объяснял, что вера без добрых дел мертва.

— А я предложил всё записывать в тетрадь. Маленькое дело — один балл. Большое — сразу четыре балла. Потом Татьяна Вадимовна посчитает и скажет, кто из нас лучше, — сказал Дима. — Например, я вчера перевёл её через дорогу. Это два балла.

— А я вечером пойду гулять с её собакой. Это четыре балла. Просто так делать добрые дела неинтересно. Понимаешь?

— Понимаю, — сказал профессор. — Понимаю, любимые мои внуки, что пока не смог вам объяснить самого главного. Надеюсь, мне поможет святой Арсений. Он жил в Древнем Египте в V веке до Рождества Христова. У святого было два ученика, которые часто спорили о том, кто из них лучше работает и более праведно себя ведёт. Однажды утром ученики пришли к старцу в келью и, перебивая друг друга, начали рассказывать о своих добрых делах. Им хотелось, чтобы учитель их справедливо рассудил.

Святой Арсений выслушал учеников и сказал:

— Вот что мне приснилось сегодня ночью. Чей-то голос сказал мне: «Иди, я покажу тебе дела человеческие». Я очутился в лесу и увидел человека, который рубил хворост и складывал его в большую кучу. Её и вол не смог бы сдвинуть с места. Но человек, не останавливаясь, продолжал свой бессмысленный труд. Вдруг он оглянулся, и я узнал одного из вас…

— Это был не я! — воскликнул ученик, на которого выразительно поглядел старец. — Я бы никогда не стал делать такую глупость!

— Голос сказал мне: «Разве не так поступают многие из живущих людей? — продолжил святой Арсений. — Вместо того чтобы смирить гордыню и взять с собой в вечность лишь малую часть грехов, они зачем-то всё время умножают свою ношу». Потом я очутился возле колодца и увидел человека, который старательно лил воду в дырявый кувшин. Он обернулся, и я узнал…

— Отче, ты, наверное, обознался! Разве я бы не заметил, что в кувшине есть дыра? — торопливо спросил второй ученик.

Святой сказал:

— Вот что на этот раз произнёс голос: «Черпающий воду похож на человека, который одновременно делает и добрые дела, и худые и поэтому губит свои лучшие начинания». Сон продолжался. Внезапно я увидел двух всадников. Они держали бревно с двух сторон и пытались въехать в ворота храма. Бревно перегородило вход, всадники бранились, а кони топтались на месте. Голос сказал: «Смотри, это люди, которые несут бревно правды, но делают это с большой гордостью. Никто из них не хочет первым смириться, чтобы исправиться, а без этого ни один из них не сможет войти в Царство Божие».

Ученики вспомнили, как спешили в келью святого, чтобы рассказать о своих добрых делах, и покраснели от стыда.

— Это же просто сон! — улыбнулся учитель. — Радуйтесь, что у всех нас пока ещё есть время, чтобы проснуться.

 

Делай добро втайне