Дело всей жизни.
«Радость человеку — благотворительность его» (Притчи Соломона, 19:22).
На высоком холме, над величавой Волгой стоит старинная деревня Зимёнки. Когда-то давно здесь была большая усадьба: два господских дома (летний и зимний), постройки, липовая аллея. Со временем владелец усадьбы разбил парк, выстроил новые здания, и Зимёнки стали самым красивым местом во всей Нижегородской губернии.
Звали этого человека Матвей Емельянович Башкиров. Трудно поверить, но его отец был бедным крестьянином. Летом 1847 года Емельян Григорьевич освободился от крепостной зависимости. Его богатством было умение много работать и три сына — Николай, Яков и Матвей.
Матвей Емельянович часто вспоминал, как с другими братьями тянул наравне со взрослыми по Волге суда с зерном: дети помогали отцу.
Со временем Емельян Григорьевич вместе с сыновьями создал целую империю — торговый дом «Емельян Башкиров и сыновья».
Башкиров никогда не забывал своего трудного детства. Верующий и сострадательный человек, не понаслышке знающий, что такое нужда, он стал помогать бедным людям, сделав заботу о ближних — обездоленных, нищих, сиротах — главным делом своей жизни.
От своего отца Матвей получил в наследство одну мельницу. И уже через десять лет стал владельцем нескольких мельниц и мукомольных заводов. Он умел и любил трудиться, интересовался всевозможными техническими новинками. Его усилия не прошли даром: мука «башкировского» помола считалась лучшей в России, продавалась в Москве, Петербурге и других городах, была известна за границей.
В те времена мельничное дело было довольно опасным. Деревянные мельницы легко загорались от маленькой искры. Однажды так и случилось на одной из мельниц Башкирова: в мучную пыль попала искра и начался пожар. После этого Матвей Емельянович усовершенствовал мельницы, чтобы такой беды не повторилось.
Он установил на мельнице вентиляцию, что по тем временам было немыслимым делом. Открыл больничную кассу, в которой всем заболевшим выдавались деньги на лечение, а мамам — на то, чтобы они могли купить своим малышам «приданое». Матвей Емельянович очень любил детей. У него самого их было восемь. И он очень хотел, чтобы ни у кого не было бедного голодного детства.
Когда Матвей Емельянович взял опеку над нижегородским детским приютом, то начал каждый месяц давать деньги на то, чтобы детям покупали еду, одежду, учебники. А ещё каждое воскресенье сам заходил в конфетную лавку, выбирал самые вкусные конфеты и ехал в приют с гостинцами.
Когда подопечные Башкирова подрастали, то ребятам, которые хотели учиться дальше, он оплачивал обучение в университете.
Башкиров много ездил по Нижегородской губернии. В одном селе он построил водокачку, в другом — отремонтировал храм и замостил булыжником крутой земляной спуск с горы к пристани.
Для богатого купца высшей радостью была возможность помогать нуждающимся. Когда из-за засухи случился голод и людям было нечего есть, то на деньги Матвея Емельяновича по всей губернии открылись бесплатные столовые. Иногда его спрашивали, зачем он это делает: ведь всем не поможешь.
И он отвечал словами из Священного Писания: «Радость человеку —
благотворительность его» (Притчи Соломона, 19:22).
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. С фронта в Нижний Новгород стали прибывать раненые. Матвей Емельянович принял решение построить военный госпиталь. Но не обычную больницу, а удобное современное здание со всем необходимым медицинским оборудованием, чтобы солдаты быстрее выздоравливали и возвращались к мирной жизни.
…Через три года в нашей стране произошёл Октябрьский переворот. К власти пришли люди, которые считали благотворительность ненужным и даже вредным делом. У Башкирова отобрали заводы и мельницы и лишили его возможности творить добро. Он тихо доживал свою жизнь в бедности и забвении. Но нижегородцы помнили о его доброте и о том, что он сделал для них и для города. Когда Матвей Емельянович умер, сотни людей со свечами в руках пришли к его дому. Они плакали и пели «Святый Боже». А на вопрос, что происходит, отвечали: «Благодетеля хороним».
Художник Мария Новикова