Изобретатель парашюта.

Изобретатель парашюта.

В тот далёкий сентябрьский день 1910-го года в Санкт-Петербурге стояла тёплая ясная погода. На Комендантском поле собрались зрители: они ждали первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Отечественная авиация только начинала своё развитие. И такие праздники должны были показать людям, что аэропланы — это современно, красиво и безопасно. Один из аэропланов поднялся на невиданную для того времени высоту — 400 метров. Зрители кричали «Браво!» и аплодировали отважному лётчику. Но вдруг летательная машина на мгновение замерла и начала… разваливаться в воздухе. Одним из свидетелей катастрофы стал актёр петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников…

 Эта трагедия подтолкнула его к идее создания парашюта.

Изобретатель парашюта.

…В Котельникове поразительно соединились творческое и техническое дарования. Его мама была художницей. Прадедушка по отцовской линии, академик, дружил с Ломоносовым. Дедушка изучал математику и физику. Отец преподавал механику и был автором учебника по механике. Глеб Евгеньевич родился в Санкт-Петербурге 30 января 1872 года. Учился в лучшем образовательном заведении того времени — Первой классической гимназии. Здесь были предметы, которых не преподавали в других гимназиях: английский язык, танцы, фехтование, рисование, гимнастика. При гимназии был храм во имя Преображения Господня, в который мальчики ходили на службы. Но, конечно, гимназией и храмом жизнь Глеба не ограничивалась. Чем он только не занимался! Играл на музыкальных инструментах, пел, актёрствовал, занимался конструированием. Когда Глебу исполнилось 13 лет, кто-то подарил ему старый объектив. И мальчик решил, что этого вполне достаточно, чтобы начать конструировать фотоаппарат. Неизвестно, как и из чего юный конструктор сделал все детали, но его фотоаппарат работал. И впоследствии фотографирование стало ещё одним увлечением Котельникова.

Когда папы не стало, семья Глеба вынуждена была переехать в Полтаву. Со временем Глеб окончил Киевское пехотное юнкерское училище и даже послужил на военной службе. Но быстро понял, что военная служба — это «не его», вышел в отставку и женился на талантливой полтавской художнице Юлии Волковой. Устроился на вполне серьёзную работу — в акцизное (то есть занимающееся налогами) управление. А в свободное от работы время продолжал актёрствовать и, конечно же, изобретать. Далеко не каждому руководителю понравится, что его сотрудник играет в драматическом кружке и придумывает разные штуковины. Начальству Котельникова показалось, что эти «неважные» вещи отвлекают его от важной работы. И Глеб Евгеньевич снова вышел в отставку. Котельниковы собрали свои нехитрые пожитки и отправились в любимый город детства Глеба
Евгеньевича, Санкт-Петербург. Теперь он с удовольствием выступал на
сцене петербургского Народного дома. Здесь была прекрасная библиотека, проводились концерты и лекции, ставились спектакли. Творческая жизнь в Народном доме била ключом.

Изобретатель парашюта.

…После катастрофы на Комендантском поле Котельников не мог ни спать, ни есть. Страшное видение гибели аэроплана всё время стояло у него перед глазами. Глеб Евгеньевич постоянно думал о том, как же можно было предотвратить ту беду. Он думал… о парашюте.

 

Изобретатель парашюта.

 Ещё в XV веке знаменитый итальянский художник, учёный и изобретатель Леонардо да Винчи работал над чертежами парашютов и ломал голову над тем, из чего их можно сделать. Для придания плотности парашютному полотну учёный предлагал замачивать его в крахмале. До изобретения прочной и лёгкой синтетической ткани, из которой сегодня делают парашюты, должно было пройти около четырёхсот лет…

Изобретатель парашюта.

А в начале ХХ века к аэропланам крепились подобия парашютов. Они были похожи на громоздкие зонты и были очень неудобны. Котельников поставил перед собой задачу сделать именно небольшой аппарат. Денег на испытания у него не было, мастерской — тоже. И он занимался разработками в своей квартире. Для начала Котельников изучил всё, что к тому времени было написано про парашюты. Конечно, он прочитал и о том, что Леонардо да Винчи предлагал использовать для парашюта плотное накрахмаленное полотно. Глеб Евгеньевич понимал, что такая ткань будет прочной — и только. А он искал лёгкий, а главное — «летучий» материал.

Казалось бы, занятия в театре должны были отвлекать конструктора от мыслей о парашюте. Но случилось непредвиденное! Именно в театре он увидел, как одна из дам достала из своей маленькой театральной сумочки сложенную в несколько раз шёлковую накидку. Лёгкое движение руки — и накидка, мгновенно раскрывшись, плавно опустилась на плечи своей владелицы. «Шёлк! — промелькнуло в голове у конструктора. — Вот из чего нужно делать парашют!» Это было настоящее открытие. Сначала Котельников решил поместить сложенный шёлковый парашют в лётный шлем. Но, поразмыслив, понял, что логичнее разместить устройство за спиной лётчика. Он создаёт ранец, на дне которого устанавливает пружины. Во время прыжка-полёта лётчик должен был дёргать за кольцо, а пружины — выбрасывать купол парашюта в воздух.

 Эскизы и чертежи будущего парашюта Глеб Евгеньевич делал самостоятельно. А шить и кроить полотно купола ему помогала любимая супруга.

Изобретатель парашюта.

Сначала модели парашюта были небольшими, для кукол. Но, наконец, было решено раскрыть и большой парашют над быстро мчавшейся машиной. И парашют раскрылся! Да с такой силой, что вынудил машину затормозить. Цель была достигнута! Конструктор понимал, что если парашют удержал машину, то удержит и человека.

 

Изобретатель парашюта.

Парашют Котельникова назвали «парашют РК-1» — по первым буквам слов «Русский, Котельников, модель 1». Следующее испытание проводили уже с большим манекеном весом в 80 кг. Конструктор, шутя, назвал манекен Иваном Ивановичем. Во время испытания «Иван Иванович» вполне благополучно приземлился на землю.

Изобретатель парашюта.

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Котельников понимал, что теперь его главное дело — новые парашюты, ведь во время сражения они необходимы лётчикам как воздух. Со временем началось промышленное изготовление ранцевых парашютов. А через несколько лет Котельников разработал грузовой парашют, купол которого раскрывался на двенадцать метров. Такой парашют мог мягко посадить на землю груз массой до трёхсот килограммов. Глеб Евгеньевич написал о своих изобретениях книги: «История одного изобретения. Русский парашют» и «Парашют».

 Изобретатель парашюта ушёл из жизни 22 ноября 1944 года. Но до сих пор к его могиле приходят лётчики и парашютисты и привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов. Так они отдают дань памяти тому, кто своим изобретением каждый день спасает их жизни.

 

Изобретатель парашюта.