Моряк, следопыт и писатель.

Моряк, следопыт и писатель.

Раннее весеннее утро. Из-за старых лип поднимается солнце. Мама стоит у открытого окна, держит на руках маленького Ваню и улыбается своей доброй, ласковой улыбкой. Это светлое — Пасхальное — утро Иван Сергеевич Соколов-Микитов помнил всю свою жизнь…

Моряк, следопыт и писатель.

 Его детство было счастливым. Он родился в 1892 году в урочище Осеки под Калугой. И очень любил маму. Она была искусной рукодельницей и умела замечательно рассказывать сказки. Говорят, что за благословением на брак благочестивая девушка поехала в Оптину пустынь, к старцу Амвросию. И он благословил ей выходить замуж за лесника Сергея. Мама старца послушалась — и никогда об этом не пожалела. Они всю жизнь жили счастливо.Папа Вани управлял лесными угодьями богатых московских купцов Коншиных. А сын был его надёжным помощником. Шутка ли! Уже в пять лет мальчик ходил с отцом на охоту. А в восемь получил долгожданный подарок — малокалиберную винтовку «Монте-Кристо». С тех пор (и на всю жизнь) он — заядлый охотник, а ещё грибник и следопыт.

Целыми днями маленький Ваня искал в кустах гнёзда птиц, собирал душистую землянику, наблюдал, как распускаются цветы. Он любил прятаться в высокой зреющей ржи и чувствовать тепло нагретой солнцем земли. «Русский лес», «Цветы леса», «Лесные картинки» — так будут позже называться сборники рассказов известного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Моряк, следопыт и писатель.

А пока ему только десять лет, и семья переехала в Смоленскую губер-нию. Папа определил Ваню учиться в смоленское Александровское реальное училище. После тихой жизни в лесу Смоленск показался мальчику огромным шумным городом. Но и здесь он то и дело выкраивал минутку, чтобы побегать на лыжах или заняться любимым планеризмом. Он даже сумел построить планер, на котором поднялся в воздух. Позже Иван станет профессиональным лётчиком и уже в годы Первой мировой войны совершит немало боевых вылетов. Но до этого было ещё далеко. А сейчас Ваня с упоением читает книжки о путешествиях и порой задумывается, что же он любит больше: прохладу русского леса или жаркие дальние страны?

Моряк, следопыт и писатель.

В 1910 году Соколов-Микитов приехал в Петербург, где поступил на частные сельскохозяйственные курсы. Это было единственное учебное заведение, где не требовали аттестаты об окончании гимназии или училища. (Такого аттестата у Ивана не было, потому что в училище он не доучился.) Но и агронома из него не получилось. Сочинять истории и читать Ивану нравилось больше. Тогда же он написал свою первую сказку — «Соль земли». И придумал себе литературный псевдоним. В деревне дедушку Ивана, дьяка Никиту, звали Микитой, а домочадцев, соответственно, Микитовыми. Вот это деревенское прозвище своей семьи юноша и взял второй фамилией.

Моряк, следопыт и писатель.

В начале двадцатого века у небогатого человека, который мечтал о путешествиях, был единственный способ посмотреть мир — стать моряком. Соколов-Микитов отправился в Ревель (современный Таллин) и нанялся простым матросом на корабль под названием «Могучий». На «Могучем» обошёл всю Европу, побывал в Азии и в Африке.

Моряк, следопыт и писатель.

А однажды в бурю корабль, блуждая на просторах Средиземного моря, случайно выплыл к берегам Греции, к Святой горе Афон. Юноша, который до того времени даже не думал о монашеской жизни, оказался там, где не ступала нога обычного человека. Он был настолько очарован укладом монастырской жизни, что стал слёзно просить капитана оставить его на Афоне — с тем, чтобы на обратном пути забрать обратно. Так писатель стал послушником.

Моряк, следопыт и писатель.

На Афоне его застала весть о начале Первой мировой войны. И Соколов-Микитов отправился добровольцем на фронт. Прошёл, как говорится, «огонь, воду и медные трубы». Служил санитаром в полевом госпитале, летал на тяжёлом бомбардировщике «Илья Муромец»… После демобилизации Иван Сергеевич приехал к родителям в Кислово. И узнал о том, что большевики посчитали его папу и маму «эксплуататорским классом» и отобрали у них дом. Соколов-Микитов недолго поучительствовал в трудовой школе и отправился на юг  России. Туда новая советская власть ещё не добралась. Но именно на юге он дважды попадает в плен: под Мелитополем — к махновцам, под Киевом — к петлюровцам. От расстрела его спас белогвардейский офицер, бывший товарищ детства

В Одессе Соколову-Микитову довелось встретиться с замечательным русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным, будущим Нобелевским лауреатом. И получить от него свой главный урок по литературе. О том, что у настоящего русского писателя есть только одна задача — «сделать всё, чтобы сохранить бессмертный дар — живую русскую речь».

 В 1919 году Иван снова отправился в плавание, на корабле «Омск». На этот раз путешественника ждала туманная Англия. Но встретила она его неприветливо. «Омск» был конфискован за долги, а затем и продан. А самих моряков высадили на берег. Соколов-Микитов оказался в чужой стране без знания языка, без денег и даже без тёплой одежды.

 Через много лет он напишет об Англии книгу «Чижикова лавра». А пока — страстно хочет вернуться в Россию. Выехать на родину ему помог известный русский писатель Максим Горький. Дома Ивана Сергеевича ждали новые приключения. Писатель становится корреспондентом газеты «Известия». Много путешествует, знакомится с интересными людьми и рассказывает о них в газете. Он побывал на Каспии и в Закавказье, поднимался с альпинистами на Тянь-Шань и Памир, ездил на оленях по Лапландии. Побывал на далёком Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа. Он принимает участие в четырёх Полярных экспедициях! На ледоколе «Георгий Седов» бесстрашно бороздит северные моря. 

Моряк, следопыт и писатель.

Приключений, которые пережил Иван Сергеевич, хватило бы на десять человек. Когда закончилась Великая Отечественная война, Иван Сергеевич мечтал не о дальних странах, а о мирной размеренной жизни, соловьиных трелях в майскую ночь и ясных летних рассветах, как в детстве. Мечтал о своём собственном доме. Обязательно деревянном, на высоком берегу реки, на окраине леса. В таком доме должно было хорошо писаться… Он сам строит себе такой дом — в селении Карачарово. Под его деревянными сводами, за окнами с белыми наличниками собирались многие выдающиеся писатели тех лет: Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин. Говорили о литературе. И слушали произведения Ивана Сергеевича. О текучем белом тумане над рекой и лугом, о том, как смеётся, играя лучами, утреннее солнце. О Родине. 

Иван Сергеевич писал: «Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствую себя неизменно».

 

Моряк, следопыт и писатель.