Мультфильмы—это серьёзно.
Многие российский учёные, изобретатели, кинорежиссёры, художники известны во всём мире. Но на родине о некоторых из них почти ничего не знают. Мы хотим рассказать о несправедливо забытом создателе кукольной анимации Владиславе Александровиче Старевиче.
Он родился в Москве 8 августа 1882 года. Его родители умерли рано, когда мальчику было всего семь лет. И родные, жившие в Ковно, — сегодня это литовский город Каунас — забрали Владислава к себе. Он с детства отлично рисовал. В пятом классе гимназии увлёкся фотографией и энтомологией. Мог часами рассматривать и фотографировать насекомых.
После окончания гимназии нужно было искать работу. Владислав взял два альбома своих фотографий с видами Ковно и отправился в Ковенский краеведческий музей. Директором музея был известный археолог Тадеуш Довгирд. Посмотрев альбомы, он, не раздумывая, принял недавнего гимназиста на должность смотрителя музея.
В музее Владислав Старевич впервые взял в руки кинокамеру. По поручению директора он снимал документальные фильмы. А для себя сделал две небольших картины — «Жуки-скарабеи» и «Жизнь стрекоз». Тадеушу Довгирду фильмы так понравились, что он посоветовал своему молодому сотруднику ехать в Москву. Сказав: «Владислав Александрович, с вашим талантом в Ковно вам делать нечего».
Москва, 1909 год. Старевичу нужно снять документальный фильм про жуков-оленей. В небольшом кинопавильоне всё готово для съёмок битвы двух крупных рогачей. Но как только включился яркий свет, «актёры» перестали двигаться от страха. Вот тут Владиславу Александровичу и пригодился детский опыт. Он вспомнил, как в гимназии собирал насекомых для своей коллекции. Усыпил жуков, сделал из них чучела и снял сражение — каждое движение отдельно, кадр за кадром.
А в 1912 году на экраны вышел мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами». Все роли в фильме «исполняли» насекомые. Никто не смог бы убедить зрителей в том, что это обман зрения. Они же собственными глазами видели, как на экране на задних лапках маршируют живые жуки-олени. Фильм мгновенно стал сенсацией! «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения, — такие восторженные слова можно было прочитать в газетах, — мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего времени».
В 1917 году в России произошёл переворот и к власти пришли большевики. Владислав Александрович с семьёй был вынужден в 1919 году уехать сначала из Москвы в Ялту, а затем за границу.
Нужно было начинать новую жизнь во Франции, в небольшом городке Фонтене-cу-Буа. И здесь, как и дома, в России, Владислав Александрович постоянно работал.
В 1929 году он решил создать фильм по роману великого немецкого писателя Гёте «Рейнеке Лис». У кукол в этом фильме впервые появилась живая мимика. Как Владислав Александрович этого добился? «Всего лишь» изготовил по 150 масок с различным выражением для каждой куклы.
И, как всегда, в одиночку. Когда куклы были готовы, на помощь пришла семья. Жена и дочери шили костюмы для кукол и помогали им «двигаться» во время съёмок. Трудно поверить, что над фильмом работали всего четыре человека.