Народный учитель.
«Ученье — свет, а неученье — тьма», «грамоте учиться — всегда пригодится», — учат нас русские пословицы.
Учить славянской грамоте на Руси начали ещё в X веке, при князе Владимире Крестителе. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открывались при монастырях школы. Со временем в городах школ становилось всё больше. А вот сельских школ в России было маловато.
Создателем первой в России школы для крестьянских детей стал Сергей Александрович Рачинский.
Он, наверное, и не предполагал, что когда-нибудь будет сельским учителем. Потому что изучал ботанику и преподавал в Московском университете. Студенты очень любили своего профессора и не хотели, чтобы он от них уходил. Да и он не помышлял об этом.
Пока однажды не зашёл на урок арифметики к своей сестре — учительнице Варваре Александровне. Он посидел, послушал, заскучал. И решил провести урок сам. Рачинский задал детям головоломку, да не простую, а цифровую. Но дети справились!
После этого урока Сергей Александрович начал придумывать десятки разных цифровых головоломок. И… открыл свою школу. И не в столице или в каком-нибудь другом крупном городе, а в родном селе Татево, в самой глубине Смоленской губернии.
Татево — это луга, поля и леса, настоящее русское раздолье. В центре села стоит старинная каменная церковь во имя Пресвятой Троицы. Недалеко от церкви — школа, большая, тоже старинная, увитая диким виноградом. Над дверью — образ Спасителя. Для учеников приготовили класс на семьдесят человек. Рядом обустроили кухню и общежитие, чтобы ребятишки из самых отдалённых сёл и деревень могли здесь и учиться, и жить.
Учебный год в школе Рачинского начинался в октябре, после сбора урожая. Чтобы сельские ребята, которые помогали мамам и папам в поле, могли приступить к занятиям. Вставали в школе рано — в шесть утра. Сначала молились. Потом помогали взрослым по хозяйству: кто дрова для печки таскал, кто воду на кухню приносил, кто в классах убирал. Девочки помогали кухарке готовить завтрак и обед: одной ей было не справиться.
В девять утра начинались занятия. А после занятий можно было и в лес сходить, и во дворе поиграть.
В этой школе было очень интересно! Здесь учили земледелию и пчеловодству. Мальчики осваивали ремёсла: в селе каждый должен уметь и сарай починить, и забор поставить. Девочки рукодельничали. И мальчики, и девочки трудились на приусадебном участке. Сергей Александрович знал много редких сортов деревьев и трав.
Все дети изучали церковнославянский язык. Рачинский считал, что тот, кто понимает язык православных богослужений, сможет понять самую сложную книгу. Первой фразой, которую записывали в школе, были слова мытаря из евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне, грешному». А ещё Рачинский учился с детьми петь церковные песнопения. И на службе в Троицком храме ребята сами и пели, и читали на клиросе.
Сергей Александрович устроил в своей школе художественную мастерскую, чтобы учить детей рисованию и живописи. Писали ребята и иконы. А для занятий музыкой Рачинский купил фисгармонию и рояль. Его ученики очень любили петь хором. И летом к ним приезжал и давал уроки хорового пения руководитель Придворной певческой капеллы, основанной ещё в 1479 году. Когда-то этот хор принимал участие в освящении Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.
В школе были и обычные предметы: геометрия, физика, черчение, география, естествознание. И, конечно же, ученики очень любили арифметику с головоломками. Умножать и делить в уме научились так быстро, что взрослые просто диву давались. А ещё все дети сочиняли сказки и рассказы. И рассказывали их друг другу по вечерам. Когда рабочий день заканчивался, в школе устраивались чтения. Малышам Сергей Александрович читал вслух.
Неудивительно, что после окончания школы некоторые ученики решали сдать экзамен на сельского учителя и становились учителями в своей родной школе.
В школе Рачинского всё делали вместе. Вместе обедали — учителя и ученики — в большой столовой. Вместе рисовали, играли, читали. Вместе ездили в паломнические поездки и праздновали все православные праздники. Особенно почитали просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В день их памяти в школе совершали крестный ход от храма до учебного корпуса. А Сергей Александрович дарил всем ребятам подарки и непременно — интересные книги.
С раннего утра до поздней ночи проводил Рачинский в школе. Ничего не ускользало от его зоркого глаза. Его интересовало всё: как дети учатся, как готовят уроки, что у них на обед, во что они играют после уроков. Ученики были ему как родные дети. И, чувствуя это, окрестные крестьяне называли Рачинского не иначе как «отец родной».
Когда профессор Константин Петрович Победоносцев докладывал императору Александру III о деятельности Рачинского, то написал: «Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян…»
И сегодня в селе Татево стоит та же Троицкая церковь, в которой так любил бывать на службе Сергей Александрович Рачинский. И сегодня его школа выпускает прекрасно образованных учеников. Жизнь продолжается.