Не лыком шиты.

Все знают, что когда-то люди ездили на телегах, в санях или колясках...

Понятно, что ни сани, ни телеги сами ездить не могли. Это только в сказке про щуку Емеля командовал: «А ну-ка, сани, езжайте сами!» А на самом деле и в сани, и в телегу, и в коляску приходилось впрягать лошадь, а порой и не одну.

 

Не лыком шиты.

Но мечта о коляске, которая бы ездила сама по себе, в народе осталась. Поэтому неудивительно, что первое устройство, которое могло «ездить само», в России назвали «самобеглая коляска».  А представили его впервые без малого 130 лет назад, в июле 1896 года, на Нижегородской выставке. Трудно поверить, но в XIX веке инженеры по всему миру ломали голову над тем, как придумать машину, на которой бы можно было ездить без лошадей. И, конечно же, все радовались, когда в Европе и в Америке придумали такие машины.

Не лыком шиты.

А как же в России, спросите вы? И в России инженеры думали о таких устройствах. Но иногда даже очень значительному событию должен предшествовать «толчок». Так было и на этот раз. Встретились как-то в Америке на Всемирной промышленной выставке два человека: отставной лейтенант военно-морского флота Евгений Яковлев и горный инженер Пётр Фрезе.

Не лыком шиты.

Полюбовались техническими диковинками, восхитились заморским чудом — автомобилем, хорошенько его осмотрели и подумали: «А чем мы хуже? Мы тоже не лыком шиты! Сделаем свой, и лучше». С этой мечтой они отправились в Россию.

 

А так как летом 1896 года в Нижнем Новгороде должна была пройти Всероссийская промышленная выставка, то друзья решили построить свой автомобиль к этой выставке. И вот как интересно всё сложилось: к тому времени у Евгения Яковлева уже был небольшой завод по производству моторов, а у Петра Фрезе — каретная мастерская. Изобретатели договорились, что на заводе Яковлева будут делать двигатель, а в мастерской Фрезе — корпус, ходовую часть и колёса.

 

Не лыком шиты.

Российский автомобиль получился лучше зарубежных. У нашей машины было электрическое зажигание, которого тогда не было ни у одного иностранного автомобиля. Два тормоза: ручной и ножной. Наш автомобиль мог ехать со скоростью 21 км/ч целых 20 километров. Для того времени это было очень быстро и очень далеко. У машины был складной верх: её создатели помнили, что в России бывает и дождливо, и холодно. А ещё они спроектировали такие колёса, с которыми можно было проехать по самым плохим дорогам в самую плохую погоду.

 

Умельцы попросили поставить их автомобиль в павильоне недалеко от входа, чтобы его увидело как можно больше людей. На первую российскую автомашину приехал посмотреть император Николай II с семьёй.

Не лыком шиты.

Фрезе и Яковлев получили на выставке серебряные медали. Это был успех!

Не лыком шиты.

Но, к сожалению, Евгений Яковлев вскоре скончался. И его предприятие перестало выпускать моторы. Поэтому Пётр Александрович вынужден был покупать моторы за границей. Производство российских автомобилей постепенно прекратилось. Но Фрезе начал выпускать грузовики, пожарные машины и даже кареты скорой помощи. Его заводы открывались в Петербурге, Москве и Варшаве.

Летом 1913 года в Санкт-Петербурге состоялось первое российское соревнование автомобилей. В нём участвовало только шесть машин. И это понятно: тогда не то что ровных автомобильных дорог — не существовало даже правил дорожного движения. Со временем в Москве организовали первый клуб любителей машин. Потом открыли журнал для автомобилистов, который так и назвали: «Автомобиль». Новый вид транспорта завоёвывал популярность, и машин становилось всё больше. Какими они были, мы можем увидеть в старых черно-белых фильмах. Но ведь ребятам и интересно узнать, каким был самый первый российский аватомобиль.

Не лыком шиты.

Как известно, в архивах хранятся старые документы, письма, фотографии. Там можно найти и единственное изображение первой российской автомашины. Реставраторы хорошенько его изучили. А дальше им пришли на помощь математики. С помощью специальной программы они смогли представить, как выглядел автомобиль со всех сторон.

Инженеры заново создавали чертежи «бензиномотора» Яковлева и Фрезе, изготавливали детали, красили… Трудились целый год. И теперь — в мос-ковском Политехническом музее мы можем увидеть точную копию первого российского автомобиля.

 

Сегодня мы даже представить не можем своей жизни без автомобилей. А забираясь в новенький автобус или любуясь современной машиной, даже не подозреваем, что всё это начиналось в нашей стране с «самобеглой коляски» Яковлева и Фрезе.

Не лыком шиты.