Непроливайка, клякса, промокашка.
В XXI веке в некоторых школах ученики набирают текст на клавиатуре компьютера. Им не нужны шариковые ручки. Возможно, скоро они уйдут в прошлое. С промокашками и гусиными перьями это уже произошло.
С гуся — перо.
Гусиными перьями писали больше тысячи лет. И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали, макая в чернильницы гусиные перья. Но сначала перо нужно было подготовить: тщательно высушить и правильно заточить. И всё равно при слишком сильном нажиме кончик пера быстро расщеплялся, и написанное покрывалось чернильными брызгами.
Поэтому хорошее перо считалось ценным подарком. Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте прислал в подарок Александру Сергеевичу Пушкину прекрасно отточенное гусиное перо. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.
Каллиграфия.
Сейчас, чтобы послать другу весточку, мы пробегаем пальцами по клавиатуре смартфона буквально за несколько секунд. А раньше все писали письма — чётким ровным почерком. В школах был специальный предмет — урок чистописания. Ученикам требовались усидчивость, внимание, терпение, сосредоточенность, чтобы научиться писать каллиграфически (слово «каллиграфия» с греческого языка так и переводится «красивый почерк»).
Промокашка.
Когда в школе писали перьевыми ручками, то в каждой школьной тетради лежала промокательная бумага. Школьники называли её промокашкой. Ей можно было промокнуть свежие чернила на странице или кляксу. И только с появлением шариковых ручек промокашки перестали класть в тетради.
Клякса.
Сегодня про кляксы все забыли. А ведь совсем недавно учиться без клякс не получалось — с кончика пера чернила часто капали на тетрадный листок. Даже двоечники боялись посадить кляксу в тетрадке. А уж про отличников нечего и говорить!
Непроливайка.
Когда-то у каждого ученика была своя баночка с чернилами. Чернила из чернильницы часто выливались, особенно когда её переносили с места на место. Но, к счастью, в середине XVIII века английские стеклодувы придумали загибать края баночки внутрь, и чернила при наклоне перестали вытекать. А чернильницы стали называть непроливайками.