Николай Вавилов.

О нем говорили: "Ученый, который хотел накормить весь мир..."

25 ноября 1887 года в семье московского купца Ивана Вавилова родился сын. Мальчика назвали Колей. Когда Коля Вавилов подрос, его любимым занятием стало копаться в папиной библиотеке. Чего там только не было! И гербарии, и географические карты, и шкафы с книгами до самого потолка. Коля часами пропадал в библиотеке, разложив на столе карты и рассматривая диковинные засушенные растения. У него в голове возникали маршруты далёких экспедиций, в которых он отважно шёл по горам и пустыням в поисках новых, неизвестных науке растений…

Николай Вавилов.

Кроме Коли, в семье Вавиловых было ещё трое детей: Сергей, Лида и Александра. Сыновья должны пойти по стопам отца. Поэтому Коля вместе с братом стал учиться в Московском коммерческом училище. Закончил его и неожиданно для родных поступил в сельскохозяйственный институт.

Там он изучал то, что так любил с детства — растения. А как обрадовался Николай, когда в 1908 году, после второго курса, его отправили в самую настоящую экспедицию, на Северный Кавказ! Здесь он не просто бродил горными тропами и любовался природой, а впервые собрал свой собственный гербарий.

В этой экспедиции Николай решил, что хочет изучать растения не только России, но и других стран. А чтобы понимать их жителей, нужно знать языки. И Николай выучил пятнадцать иностранных языков. Это знание открыло ему дорогу в мир. В течение жизни учёный побывал не только в разных уголках нашей страны, но и в Азии, Африке, Европе, Америке. Всюду Вавилов собирал образцы растений, изучал их и описывал. Особенно его интересовали пшеница и рожь, потому что он мечтал всё человечество вдоволь накормить хлебом.

В 1914 году началась Первая мировая война. Часть российской армии находилась в Персии (по-современному — в Иране). В это время Вавилов тоже был в Персии. Случилось так, что почти все наши солдаты заболели, и Вавилова попросили найти причину непонятной болезни. Учёный выяснил, что солдаты болеют из-за муки, из которой в Персии выпекали хлеб. В муку попадали частицы семян сорняка плевела опьяняющего, очень ядовитого растения. Когда по требованию Вавилова русским солдатам запретили есть местную пищу и провизию стали привозить из России, солдаты перестали болеть.

Николай Вавилов.

В 1917 году молодой профессор Николай Вавилов переехал в Саратов. Он стал преподавателем агрономического факультета Саратовского университета. Учил студентов и писал книгу о том, почему некоторые растения совершенно не болеют.

В 1921 году Вавилов начинает собирать коллекцию культурных растений. Он привёз в Россию образцы из США и Канады, Англии и Франции, Германии, Швеции, Дании. В каждой стране Вавилов встречался с учёными: генетиками и селекционерами. Ему нужны были их советы, потому что Вавилов хотел, чтобы собранные им «чужие» растения росли и в нашей стране. Он всегда был рад узнать что-то новое. Например, на Тайване заинтересовался тем, как выращивают чай, апельсины и сахарный тростник. А когда был в Корее, то за неделю собрал для коллекции около 700 образцов местных растений. И он обязательно вёл дневники. Причём писал в них не только о растениях, но и о том, как живут люди в тех странах, где он бывал. Часто случалось так, что у путешественника заканчивалась еда. Тогда Николаю Ивановичу приходилось есть то, чем питались местные жители. Например, саранчу.

Николай Вавилов.

Где бы он ни был, он делал открытия, необходимые для растениеводства. Взять, к примеру, рожь. Она с незапамятных времён растёт повсюду, в том числе и в России. А вот где родина этого растения, понял только Вавилов. В Индии он нашёл «прарожь» — прапрабабушку ржи, из которой сейчас выпекают ржаной хлеб. А ещё обнаружил дикие арбузы, дыни и морковь. Зачем он искал диких предков современных растений? А вот зачем. Изучая растения разных стран, гениальный учёный понял, что на Земле есть места, в которых эти растения появились впервые и произрастали когда-то только там. Именно по следам этих открытий Николай Иванович написал книгу «Центры происхождения культурных растений».

Николай Вавилов.

В 1929 году Николая Ивановича назначили президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук — самой главной в стране организации, которая занималась изучением растений. А в 1931 году Вавилов возглавил Всесоюзное географическое общество. Он понимал, что нужно изучить как можно больше растений. Поэтому создавал институты: отдельный институт для изучения зерна, отдельный — для изучения овощей. А ещё возглавил Генетическую лабораторию, которая впоследствии стала Институтом общей генетики имени Н. И. Вавилова. И здесь он занимался выведением новых растений, таких, которые бы давали хороший урожай и легко переносили жару, засуху или холод. Опытные станции открывались по всей стране: в Заполярье, на обширных пространствах тайги, на Кавказе. Сам Вавилов работал не покладая рук. Каждый день в 4 часа утра он был уже на опытном поле и работал со своими растениями. Его рабочий день мог длиться 18 часов.

…Николай Иванович Вавилов собрал первую в мире коллекцию культурных растений. В неё вошло около 250 тысяч образцов растений со всех концов земли! Благодаря усилиям нашего замечательного соотечественника люди не только в России, но во многих других странах

Николай Вавилов.

 

 

 

Николай Иванович Вавилов (1887-1943 гг.) Учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ. Академик АН СССР, президент Всесоюзного географического общества, основатель и директор Всесоюзного института растениеводства, директор Института генетики.

Николай Вавилов.