Он был всегда впереди.

Полковые священники были на Руси всегда. Хотя — это мы называем их полковыми. В былые времена они именовались боевыми. Потому что всегда первыми и бесстрашно — впереди войска — шли в бой. Конечно, мы знаем, что священник не имеет права брать в руки оружия. Заповедь «Не убий!» является для священников наиважнейшей. Но если поразмыслить, то не меньше (а может, даже и больше!), чем от числа воинов и количества вооружений, исход битвы зависит от духа войска. От чувства единства и братства, которое объединяет воинов. А дух войска во многом зависит от священника. Будучи безоружным, он должен с крестом в руках идти впереди солдат, вдохновляя их на защиту Отечества.

Он был всегда впереди.

В жизни полкового священника Василия Васильковского ничто не предвещало будущих военных подвигов. Он родился на юге России, в маленьком древнем городе Севске. Ещё в XVIII веке Севск относился к Киевской губернии. И местные жители запросто ходили в паломничество в близлежащие Киев и Чернигов.

 На момент рождения отца Василия Севск ничем не отличался от сотен других малых городов Российской империи. Разве что храмов в городке было много. И на большие праздники колокола двенадцати церквей оглашали своим звоном валы старой крепости, реку Сев и бескрайние окрестные леса. В таком городе подрастающему мальчику не мудрено было захотеть стать священником. Благо, что семинария в Севске была.

Он был всегда впереди.

Сокурсником и товарищем Василия Васильковского по семинарии был не кто иной, как будущий киевский митрополит Филарет (Амфитеатров). Учился в Севской семинарии и Александр Галич — любимый учитель словесности Александра Сергеевича Пушкина. И поэт Семён Раич — наставник будущих поэтов Фёдора Тютчева и Михаила Лермонтова. С такой школой Василий Васильковский мог и сам стать поэтом. А стал — образованным священником. Современники отмечали, что он владел несколькими языками: немецким, французским и обязательными для священника латинским и греческим, разбирался в истории и географии, знал физику и математику. А как умел он говорить! Как зажигало его слово огнём веры!

 После женитьбы и рукоположения отец Василий был отправлен в город Сумы. Вскоре Господь даровал матушке и батюшке сыночка — Сёмушку. Всё было тихо и счастливо. Как вдруг — внезапно — матушка умирает. Отец Василий овдовел, маленький Сёмушка остался без матери. Овдовевший священник принимает решение уйти в Старохарьковский монастырь. Четырёхлетнего сына отец Василий взял с собой.

 Жизнь священника во многом сродни жизни военного: послушание в
Церкви покрепче армейской дисциплины. И когда в 1810 году отца Василия благословили стать полковым священником в 19-том егерском полку, он, оставив сына в монастыре, не колеблясь, уезжает в полк.

Он был всегда впереди.

К тому времени в Европе уже шли Наполеоновские войны, и многие подозревали, что их волна может докатиться и до России. И не ошиблись. Сражение под Витебском стало первой битвой, в которой в качестве полкового священника принял участие отец Василий. Русские войска долго отступали, давая возможность врагу, с одной стороны, устать, «вымотаться», но с другой — и зайти вглубь России. Многие унывали. Кому понравится, что враг всё дальше и дальше продвигается по родной земле? Тем более что отступление было тяжёлым: солдаты шли дни и ночи напролёт, под дождём и снегом, падая от усталости. На Кого уповать в таких условиях? Только на Господа! Наверное, только сила духа и красноречие отца Василия помогли тогда нашим славным воинам не пасть духом.

 К сражению под Витебском готовились заранее. Отец Василий отслужил молебен, благословил воинов на битву — и сам, впереди полка, пошёл с крестом в руках на французов. Священник знал, что этот день будет тяжёлым. Он нёс с собой Святые Дары. Исповедовал и причащал раненых прямо на поле боя. Чтобы тут же встать — и снова пойти в гущу битвы. В пылу сражения, в непрекращающемся грохоте взрывов отец Василий не заметил, как его ранило в щёку. Только почувствовал острую боль, как огнём, опалившую его лицо. Французы решили во что бы то ни стало убить священника, который, как они поняли, ведёт и вдохновляет егерей на бой. Но здесь отца Василия спас — в буквальном смысле — его крест. Вражеская пуля застряла в старом кипарисовом кресте батюшки. Потерявшего сознание отца Василия с поля брани вынесли его боевые товарищи. А кипарисовый крест священника решили сохранить и определили на хранение в полковую церковь.

 После сражения под Витебском было ещё немало битв. Но все ждали решающего сражения — на Бородинском поле. Перед Бородиным сам главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов приказал пронести по войску Смоленскую икону Божией Матери Одигитрию. Святыню несли вдоль рядов воинов. Звучало торжественное пение, ветер разносил над полем кадильный дым. Воины падали перед Богородицей на колени. Многие плакали.

Он был всегда впереди.

Ночь перед сражением была тревожной. Тот далёкий август теплом не радовал. Но воины не спешили разводить костры. Все ждали утра. Его тишину разорвал артиллерийский залп. Огонь открыли французы. Двенадцать часов длилось Бородинское сражение: в 6 ча-
сов утра началось и в 6 часов вечера закончилось. И всё это время отец Василий — с крестом в руках — был впереди своих егерей.

 С победы в Бородинском сражении началось освобождение нашей Родины от наполеоновских войск. Русские воины поняли, что непобедимая французская армия не такая уж и непобедимая. Оборонительная война закончилась. Наши войска начали героическое контрнаступление, завершившееся бесславным изгнанием остатков армии Наполеона из России, — и освобождением Европы. Чтобы сберечь людей, Кутузов дал приказ отступать от Москвы. Не желая отдавать красавицу-Москву врагу, горожане решили поджечь древнюю столицу. Глядя на пылающий пустой город, император Франции ещё надеялся на победу. Но никто не пришёл к нему ни с ключами от Москвы, ни с переговорами о мире, о которых он так мечтал. И Наполеон принимает решение покинуть Москву и идти на Калугу, чтобы пополнить провиант и продолжить войну.

Он был всегда впереди.

Но впереди его ждал Малоярославец. Руководивший боями генерал Дмитрий Дохтуров первым отправляет в бой 19-й егерский полк. Восемь раз переходил город из рук в руки. Удивлённые французы то и дело видели в дыму взрывов бесстрашного священника с крестом в руках. В том бою отец Василий был тяжело ранен в голову. Когда генерал Дохтуров докладывал главнокомандующему Кутузову о ходе сражения, он рассказал и о славном подвиге отца Василия. И Михаил Илларионович Кутузов сам доложил императору Александру I о герое-священнике. А император, узнав «о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе» священника, тут же отдал приказ наградить отца Василия орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.

 После того как Наполеон был изгнан из пределов нашего Отечества, отец Василий в составе того же егерского полка отправился освобождать от остатков наполеоновских полчищ Европу. Но раны, полученные батюшкой в боях, оказались слишком тяжёлыми. 24 ноября 1813 года он скончался. Отцу Василию было всего 35 лет. «В память вечную будет праведник», — учит нас Псалтирь. А сказания о героях передаются на Руси из поколения в поколение, воспитывая в каждом из нас гордость за свой народ и желание самому стать героем.

 

Он был всегда впереди.