"Путь к свету".
Почти двести лет назад на Вятской земле родились два мальчика: Виктор и Аполлинарий.
Жили они в селе Рябове. Их отец был священником. В семье было пятеро детей. Их жизнь ничем не отличалась от жизни других жителей села, простых крестьян. Васнецовы жили в бревенчатом доме, носили самую простую одежду и питались обыкновенной крестьянской пищей.
Зимы в Вятском крае длинные и суровые. Долгими зимними вечерами семья Васнецовых собиралась в большой комнате, и под треск лучины бабушка рассказывала детям сказочные истории. Учила их рисовать. И бабушкины сказки наполнялись в рисунках мальчиков причудливыми деталями.
Как положено детям священника, Виктор и Аполлинарий учились в Вятском духовном училище, а затем в семинарии. В училище изучали церковнославянский язык, историю Церкви, иконопись. Учитель иконописи обратил внимание на Виктора Васнецова. Он не только научил талантливого юношу основам живописи, но и познакомил с молодым польским художником Михалом Эльвиро Андриолли. Виктор и Михал подружились.
Друзья вместе расписывали храм в Вятке. А ещё Андриолли рассказал Виктору о Санкт-Петербургской Академии художеств, и Виктор с разрешения отца отправился в столицу. В Санкт-Петербурге с Васнецовым произошёл курьёзный случай. Он сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Но почему-то был так уверен, что его не примут, что даже не стал проверять результат. И пришёл в Академию через год — поступать снова. Вот тут и выяснилось, что ему не нужно сдавать никакие экзамены: он давно студент.
Пришло время каникул. Виктор приехал домой, в Рябово, увидел рисунки младшего брата и понял, что в их семье появился ещё один художник. Когда Аполлинарий окончил духовное училище, Виктор настоял на том, чтобы он переехал в Санкт-Петербург. Со временем Виктор стал членом Академии художеств, и Аполлинарию было чему поучиться у старшего брата. Он много путешествовал по России и за границей. Побывал на Украине, в Крыму, в Италии, Франции, Германии. И везде рисовал и учился живописи. Поэтому, никогда не учась в Академии художеств, Аполлинарий стал её академиком. А ещё вёл пейзажный класс в другом учебном заведении для художников — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Если Аполлинария Васнецова можно назвать поэтом старой Москвы, то старшего брата — художником-сказочником. Где бы ни был Виктор, куда бы ни попадал, он везде видел и находил сказку.
Обычный луг для него был не лугом, а полем, по которому едут на конях три былинных богатыря. Невзрачный заросший пруд стал заколдованным озером, у которого тоскует на камне по своему братцу Иванушке сестрица Алёнушка. Знакомый подмосковный лес превратился в таинственную чащу, сквозь которую мчится Иван Царевич на Сером Волке. Но Виктор Васнецов не только рисовал сказки. Он ещё и расписывал храмы. Владимирский собор в Киеве, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, храм Рождества
Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.
В Москве братья Васнецовы по-дружились с Саввой Мамонтовым. Это был выдающийся человек. Он построил Донецкую и Архангельскую железные дороги, по которым
поезда устремились на юг и на север России. У Мамонтова была замечательная усадьба под Москвой: Абрамцево. В этой усадьбе русский писатель Аксаков когда-то написал сказку «Алёнушка». А Савва Мамонтов и его друзья — художники, музыканты, актёры — создали Абрамцевский кружок: дружеское объединение, члены которого рисовали картины, исполняли оперы, ставили спектакли. Здесь Виктор Васнецов писал свои сказочные полотна, а Аполлинарий — русские пейзажи. И древнюю Москву. Когда Аполлинарий Васнецов впервые приехал в столицу, то она поразила его. Живя недалеко от Красной площади, на улице Остоженке, он каждый вечер приходил к Кремлю: любоваться его башнями, стенами, соборами. Художник участвовал в исторических раскопках, чтобы понять, какой столица была в древности. Изучал старинные иконы и руководил их реставрацией. Аполлинарий Васнецов был членом Московского археологического общества и почётным председателем Комиссии по изучению столицы.
Жена Саввы Мамонтова, Елизавета Григорьевна, как-то сказала, что творчество Виктора Васнецова — это «путь к свету». Наверное, так можно сказать про обоих братьев. Их жизнь в искусстве — это путь к свету и любви: к нашей истории и нашему Отечеству.