Русский подарок.

Люди всегда мечтали о волшебных предметах-помощниках. Сейчас в нашей жизни есть многое из того, о чём когда-то только мечталось в сказках. Ковёр-самолёт стал обыкновенным самолётом; волшебный клубок, указывающий дорогу, — навигатором; блюдечко, по которому катается яблочко, показывая дальние страны, — телевизором. У каждого изобретения есть автор. Чудо с голубым экраном, в котором люди смогли увидеть то, что происходит за сотни километров от них, придумал русский изобретатель Владимир  Козьмич Зворыкин.

Русский подарок.

Он родился в Муроме — древнем городе среди заповедных лесов и непроходимых болот. Трёхэтажный дом купца-пароходчика Козьмы Зворыкина стоял на берегу Оки. Сразу за рекой раскинулся огромный сад. Здесь было всё, о чём могли мечтать дети: глубокий овраг и возвышенности, заросли кустарников и вековые деревья. Не удивительно, что сад был излюбленным местом маленьких Зворыкиных. Всю долгую зиму дети с нетерпением ждали прихода весны, когда сойдёт снег, а сад наполнится птичьими голосами. Володя, кстати, частенько ловил птиц — чтобы поселить в своей комнате. Но пернатые гости устраивали в комнате беспорядок («Точно мамай прошёл», — сокрушалась мама), и Володя с грустью выпускал их обратно в сад.

Русский подарок.

Когда в Муроме открыли сбор на телефонную линию, Зворыкины стали первыми вкладчиками. Телефон стал для муромцев предвестником новой жизни, в которой царил технический прогресс. Правда, старшее поколение отнеслось к изобретению с опаской. Перед звонком дедушка Володи всегда посылал к ним слугу с предупреждением. И мальчик не раз видел, как торжественно шествует через площадь к их дому старый слуга-«предупредитель».

Русский подарок.

Вся жизнь Зворыкиных была переплетена с православным календарём. Святки с ёлкой и подарками. Шумная Масленица с блинами и гуляниями. Езда на санях и хохочущие седоки, кубарем валившиеся в мягкий, свежевыпавший снег. 

Русский подарок.

Их приходская церковь была недалеко от дома. Няня Володи, Любовь Ивановна, ходила в храм каждый день и частенько брала с собой своего воспитанника. Там у Володи было негласное послушание: ставить у икон свечки старушек. А когда со временем Володе поручили и зажигать канделябры, он был в восторге. Чтобы дотянуться до паникадила, мальчику приходилось взбираться на приставную лестницу. С неё, как великан с горы, он мог видеть весь храм. На Пасхальное богослужение Зворыкины приходили всей семьёй. И торжественные, сияющие, с зажёнными свечами в руках, вместе возвращались домой.

Русский подарок.

Володе очень нравилось учиться. Его первая учительница Елизавета Ивановна, любила детей как родных, играла с ними между уроками. И мальчик очень не хотел пропускать её занятия. В младших классах, как, наверное, почти все ребята, Володя больше всего любил гимнастику. Но когда подрос, его любимым предметом стала физика. Володю даже назначили ассистентом учителя: он помогал педагогу проводить занятия в других классах. То, что мальчик станет «техником», понимали все: уже в детстве он мог установить электрический звонок в доме, а однажды даже отремонтировал систему звонков на пароходе. Козьма Алексеевич часто брал сына, которому думал передать своё дело, с собой на пароходы. Здесь мальчик с увлечением изучал устройство электрических приборов и смотрел, как работают паровые машины.

 Когда он поступил в реальное училище, то мог ездить на занятия в собственном экипаже. Но решил, что ходить на уроки с товарищами — намного интереснее. Протекавшая рядом с училищем Ока стала для ребят местом притяжения. Мальчишки очень любили переплывать её наперегонки. Ещё одной любимой, но опасной забавой были игры на отколовшихся по весне льдинах. И нужно сказать, что одна такая вылазка чуть не закончилась для Володи печально. Они с другом Васей свалились с льдины в холодную воду. Хорошо, что находившиеся поблизости товарищи помогли незадачливым пловцам выбраться на берег.

Русский подарок.

Но не только забавами была наполнена жизнь Володи. В 1906 году он с отличием окончил реальное училище и отправился в Петербург поступать в Технологический институт. Учителем Зворыкина стал профессор Борис Львович Розинг. Это он одним из первых в России задумался над «дальновидением» (так тогда называли телевидение). Розинг сразу же заметил Владимира, проводившего в лаборатории всё своё время, и понял, что из него получится настоящий учёный. 

Русский подарок.

Подающего надежды выпускника профессор направил на стажировку в Европу. Первая мировая война застала Зворыкина в Германии.

Русский подарок.

Владимир спешно вернулся на родину, и его призвали в армию. Но Зворыкин никогда не хотел быть военным. Его мечтой была тихая научная работа в лаборатории. После разразившегося в 1917 году Октябрьского переворота это стало невозможным. Новые власти требовали, чтобы «царские» офицеры шли воевать на стороне большевиков.

 А Зворыкину претила жестокая братоубийственная война. К тому времени его дом в Муроме разграбили и отобрали новые власти. И Владимир начинает понимать, что в советской России для него нет места. Он принимает решение бежать из страны. В Екатеринбурге он оказывается арестованным большевиками. Чудом вырвался из плена. Добрался до Архангельска. И через Норвегию, Данию, а затем Великобританию — выехал в США. Конечно, в Америке никто не ждал безвестного молодого учёного без документов и средств к существованию. Прошло немало времени, прежде чем он оказался в той самой тихой научной лаборатории, о которой когда-то мечтал. Это произошло в 1920 году. Его взяли на работу в фирму «Вестингауз Электрик». Здесь Зворыкин начинает работать над созданием аппарата, который мог передавать на расстояние не звук, а изображение. В июле 1925 года он представил руководству компании первый в мире образец телевизора. Но владельцы компании не поверили в то, что это «серебряное блюдечко с яблочком» будет кому-нибудь интересно.

 Да, как в сказке, Зворыкин должен был пройти через много испытаний прежде чем встретить того, кто ему поможет. Волшебником-помощником для молодого изобретателя стал Давид Сарнов, тоже бывший российский подданный. Сарнов был вице-президентом корпорации Радио Америки. Он предложил Зворыкину возглавить лабораторию электроники. И через несколько лет, усовершенствовав своё изобретение, Владимир Козьмич создал передающую трубку. На основе которой будут работать модели всех телевизоров по всему миру.

 В 1932 году телевизионный передатчик, установленный на самом высоком здании Нью-Йорка, отправил видеосигнал на Нью-Йорк и окрестности. Так началась эра телевидения.

Русский подарок.

Что было дальше — знают все. Где-то раньше, где-то позже, но телевидение пришло в каждый дом, в каждую квартиру. Кстати сказать, Зворыкин не раз приезжал в Россию. Выступал с лекциями, встречался с сёстрами и их детьми. Он очень хотел вернуться домой. Но родные отговорили Владимира Козьмича — в то время жизнь в нашей стране была тяжёлой и непредсказуемой.

 За свою долгую научную жизнь Зворыкин получил патенты на 120 изобретений. Среди них скоростной факс, приборы ночного видения, электронный микроскоп. Но в памяти русских людей он навсегда останется добрым сказочником, открывшим дверь в «дальновидение», а в памяти американцев — «русским подарком Америке».