Сергей Тимофеевич Аксаков.
Наверное, все дети в нашей стране знают волшебную историю о милой девушке и чудесном цветке. Добро в этой сказке побеждает зло, а страшное чудище — хозяин цветка — конечно, превращается в прекрасного юношу. У нас сказка называется «Аленький цветочек», во Франции и Германии — «Красавица и зверь», в Америке и Японии — «Красавица и чудовище».
В России «Аленький цветочек» живёт уже 165 лет. Русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков опубликовал сказку в 1858 году. А услышал он её в детстве, от ключницы Пелагеи. Это была удивительная женщина. Долгое время она работала у разных купцов, в том числе и заморских.
А потом попала к дедушке Серёжи, в имение Ново-Аксаково. Пелагея оказалась не только доброй, сноровистой и покладистой. Ещё она, как говорили на Руси, была мастерицей сказывать сказки.
Аксаков-старший, дедушка Серёжи, Пелагею ценил и сделал своей ключницей. Она носила на шее связку ключей от всех комнат и амбара, помогала по хозяйству, иногда следила за детьми, чтоб не сильно шалили. Была Пелагея статной и румяной — и большой рукодельницей. Бывало, целые ночи напролёт не спала — пряла. А дедушка Серёжи, уже очень пожилой человек, частенько и сам не мог заснуть. И тогда звал к себе Пелагею — сказки сказывать, и долгими зимними ночами она рассказывала ему сказки, длинные и узорчатые, как нить из-под её веретена.
Однажды случилось так, что Серёжа заболел. Бедный малыш мучился от боли и не мог заснуть. В то время думали, что одно из лучших лекарств от всех болезней — крепкий сон. Вот тётушка Серёжи, зная о талантах Пелагеи, и посоветовала Серёжиным родителям позвать к мальчику ключницу, чтобы она убаюкала его своими сказками. Пелагея пришла, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» После такого начала сон у мальчика как рукой сняло. Теперь он изо всех сил старался не заснуть, чтобы дослушать сказку до конца. На второй день Пелагея рассказала ему «Аленький цветочек», а затем и другие свои сказки.
Позже Сергей Тимофеевич вспоминал: «Эту сказку, которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал её, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи». Но не только сказки Пелагеи знал умный мальчик Серёжа. В четыре года он уже свободно читал, а в пять — с удовольствием декламировал известных тогда поэтов — Сумарокова и Хераскова. С гимназией, правда, у мальчика не заладилось: Серёжа часто болел, и ему пришлось много времени учиться дома. Но зато уже в 15 с половиной лет он окончил университет! В университете, к слову, Сергей и сам начал писать литературные произведения. А ещё — ставить пьесы в студенческом театре.
С тех пор прошло много лет. После университета Сергей Тимофеевич переехал в Москву, а затем — в Санкт-Петербург. Много работал переводчиком. Был знаком с известными писателями. Сам писал басни, стихи и статьи о полюбившемся ему ещё в юные годы российском театре. В этот период Сергей Тимофеевич познакомился с выдающимся русским актёром Михаилом Семёновичем Щепкиным, бывшим крепостным, — и очень с ним подружился.
Со временем Аксаков стал директором Константиновского межевого института в Москве. И даже организовал первый в истории России студенческий городок, где студенты могли и жить, и отдыхать. Студенты очень любили своего заботливого директора. Но Сергей Тимофеевич неожиданно вышел в отставку: у него начало быстро портиться зрение.
Аксаков купил небольшое имение недалеко от Москвы — в Абрамцеве. И сегодня здесь, на берегу реки Вори, стоит барский дом, в котором жил Сергей Тимофеевич. И в этом доме, на втором этаже, по-прежнему стоит большое зелёное кресло, в котором сиживал по вечерам Аксаков.
Зрение у Сергея Тимофеевича становилось всё хуже и хуже. Другой бы человек отчаялся. Но Аксаков не собирался сдаваться недугу и бездействовать. Сидя в зелёном кресле, он наговаривал дочери Вере книги: о том, что умел делать лучше всего. Сергей Тимофеевич любил рыбалку — и надиктовал книгу про рыбную ловлю и снасти. Любил охотиться — и надиктовал книгу про охоту… А потом Сергей Тимофеевич неожиданно вспомнил свою Пелагею и её сказку. Столько лет прошло! Казалось бы, всё должно было давно стереться из его памяти — и сюжет сказки, и мудрёные слова ключницы: «инда» — даже, «тувалет» —
зеркало, «жемчуг бурмицкий» — то есть крупный. Но вот Сергей Тимофеевич начал рассказывать Вере сказку — и всё вспомнил! Ему только осталось дополнить рассказ Пелагеи красочным описанием сказочного дворца и сада чудища. И вот уже второе столетие мы с радостью читаем любимую сказку.
Абрамцево стало культурным центром. Сюда, к Аксакову, приезжали и Гоголь, и Тургенев. Подолгу гостили в уютном имении.
Когда его хозяин ушёл из жизни, усадьбу купил промышленник Савва Мамонтов. И Абрамцево стало центром притяжения уже для художников и музыкантов. Здесь пел Шаляпин и играл Рахманинов, здесь творили художники Поленов, Репин, Васнецов. И знаменитая «Девочка с персиками» была написана Серовым здесь, в Абрамцеве.
Ушёл в прошлое девятнадцатый век, за ним пролетел и двадцатый. А в Абрамцеве всё так же шумят вековые дубы, неспешно течёт речка Воря и доносится благовест из Покровского монастыря, расположенного неподалёку.