Служить родной земле.
Художник Дмитрий Зарубин
В Вологодской области есть небольшой город Череповец. На окраине города и сегодня стоит двухэтажный дом, в котором в середине девятнадцатого века жила семья предводителя дворянства Василия Васильевича Верещагина. В семье росло семеро детей. Двое из них прославили свою семью на всю Россию. Василий Верещагин стал замечательным художником, а Николай Верещагин —
известным российским сыроваром. А ещё он придумал рецепт знаменитого вологодского сливочного масла.
Братья были дружны с раннего детства. Папа мальчиков, Василий Васильевич Верещагин, сам хлопотал о том, чтобы Колю и Васю приняли в Морской корпус. Коле на тот момент было 8 лет, он уже читал и писал по-русски, по-французски и по-немецки. Младший, Вася, тоже умел читать и сам себе читал книжки на ночь. Ещё он мечтал стать художником, и Коля всячески поддерживал брата. У него самого тоже была мечта: он очень хотел, чтобы всем вокруг жилось хорошо: и маме с папой, и няне, и всем знакомым крестьянам, и даже коровам.
Учиться в Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе было, конечно, очень почётно, но и очень сложно. Просыпались мальчики рано: уже в полшестого их будила барабанная дробь. Начинались занятия по самым разным предметам и спортивная тренировка. В субботу особо прилежным ученикам давали яблоки. Мы не знаем, сколько яблок получил за время учёбы Коля Верещагин, но в день выпуска ему вручили не только диплом, но и настоящую подзорную трубу, на которой было выгравировано: «За превосходные успехи и отлич-
ное поведение».
А дальше — началась военная служба. Николай Верещагин служил хорошо, но ему казалось, что он сможет принести гораздо больше пользы людям, если будет заниматься мирным трудом. Но какой путь избрать? Чем послужить Отечеству? Николай Васильевич принимает очень серьёзное решение и оставляет военную службу, чтобы вернуться на родину,
в Вологодскую губернию, и заняться сельским хозяйством.
Вологодский край — северный. Большого урожая не вырастишь. А вот коров разводить можно. И потом из молока варить вкусный сыр.
В те времена в России сыры были заморским лакомством, их умели делать только иностранцы. Поэтому Николай Верещагин собрал вещи и отправился в Швейцарию. Учиться настоящему сыроварению. Ведь все знают, что швейцарский сыр из свежего альпийского молока — один из самых вкусных в мире. После Швейцарии была Германия, потом — Дания, Англия…
Когда Николай Васильевич вернулся в Россию, то вместе с супругой переехал в Тверскую область. Дело, которое прославит Верещагина на всю страну, начиналось в небольшой крестьянской избе. В ней Николай Васильевич устроил сыроварню. А в соседней — поселился
с молодой женой. Верещагины были людьми добрыми и вежливыми, и окрестные крестьяне с радостью несли им молоко для сыров.
Молока было так много, что очень скоро Николай Васильевич открыл сыроваренный завод, на котором варили сыры ничуть не хуже, чем в Швейцарии или Голландии.
Николай Васильевич очень любил устраивать выставки молочных коров. Как-то на выставке в Романове-Борисоглебске решили проверить молоко ярославской коровы Соньки: хозяин коровы уверял, что она даёт необыкновенно жирное молоко. Налили молоко в стаканчик и стали ждать, когда сверху на молоке появится слой сливок. Ждали долго, а чёрточка, отделяющая сливки от молока, не появлялась. «Что такое? — переглянулись в недоумении устроители выставки. — Не может такого быть, чтобы от молока не отделилось хотя бы немного сливок». Присмотрелись — и увидели чёрточку внизу: она отделяла тонкий слой молока от сливок, которые
заполнили почти весь стакан. Вот вам и обычная ярославская корова!
Эта история убедительно доказывала правоту Николая Васильевича. Он был уверен в том, что дело в уходе и кормлении, а не в том, в какой стране родилась Зорька или Звёздочка. Что нужно не покупать коров за границей, а правильно ухаживать за ними дома, в России. Поэтому Верещагин начал открывать школы, в которых готовили специалистов по производству масла и сыроварению.
Для нового молочного хозяйства нужны были особые посуда и оборудование, и Верещагин открыл в Москве мастерскую по их изготовлению. Для тех, у кого не было возможности учиться в «молочной» школе, Верещагин пустил по стране передвижные образцовые маслодельни. Кроме того, о том, как правильно готовить масло или варить сыр, все желающие могли прочитать в газетах. Николай Васильевич не собирался хранить свои знания в тайне. Он очень хотел, чтобы в России все могли есть самые свежие, а главное, самые вкусные молочные продукты.
Наконец, настало время, когда российский сыр был признан вкуснее швейцарского. В 1880 году на хозяйственной выставке в Лондоне русские сыры выложили в отдельной витрине. Организаторы выставки назвали сыры «лучшими из представленных на выставке продуктов»
и вручили Николаю Васильевичу золотую и три серебряных медали.
Верещагин превзошёл своих учителей.
У Николая Васильевича было много выдающихся учеников, и среди них — Александр Чичкин, один из организаторов российской молочной промышленности. Однажды он так сказал о своём учителе: «Поэты поэтами, но ведь и бочкой масла, и головкой сыра, и бутылкой чистого вкусного молока можно в разной степени славить Отечество, служить благу и расцвету родной земли».