Степан Макаров.
Рассказ о вице-адмирале С. О. Макарове — кораблестроителе, океанографе, полярном исследователе и герое Русско-японской войны. Именно он придумал морскую азбуку и понял, как сделать подводные лодки непотопляемыми.
«Флот морской — границ часовой», — говорит русская пословица. А какой же часовой без сигнальных знаков и без сигнальщика? Надо же в сложной ситуации сообщение на соседний корабль передать? Да и просто поздороваться с товарищами, моряками встречного корабля.
Это сегодня на палубу корабля выходит специально обученный матрос и при помощи двух флажков буквами морской азбуки передаёт соседнему кораблю сообщение или приветствие. Но ведь эту азбуку кто-то придумал? Да, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
То, что мальчик Стёпа из небольшого украинского города Николаева станет военным, понимали многие. Да и как может быть иначе, если твой папа — морской офицер.
Три сына штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова рано остались без мамы. А сам Осип Фёдорович очень много времени проводил на службе. Став взрослым, Степан писал: «Я с девяти лет почти никогда не имел случая пользоваться чьими-нибудь советами. Всё, что во мне сложилось, всё это составилось путём собственной работы. Я немало трудился над собой…»
Когда Стёпе исполнилось десять лет, его отца отправили служить в Сибирскую флотилию. Дорога на Дальний Восток заняла пять месяцев. И всё это время Степан занимался: готовился к вступительным экзаменам в мореходное училище в Николаевске-на-Амуре.
В 16 лет он окончил училище, получил звание унтер-офицера и отправился служить на корвет «Варяг». И сразу зарекомендовал себя надёжным товарищем и отличным моряком. Все видели его усердие, старание и стремление к знаниям.
Именно в это время Степан проявил себя как учёный-исследователь. Молодого офицера назначили на броненосную лодку «Русалка». Так получилось, что, лавируя между скалистыми островами, корабль наткнулся на подводную скалу. «Русалку» начало заливать водой, и командир отдал приказ сесть на мель, чтобы починить корабль. Этот случай заставил Степана задуматься над тем, как избежать такой же ситуации в дальнейшем. Молодой мичман предложил разделить лодку непроницаемыми перегородками, чтобы в случае затопления одного отсека остальные были сухими и судно оставалось на плаву.
А ещё Макаров предложил особую систему быстрой откачки воды. Когда в Морском министерстве России узнали о предложениях молодого офицера, то очень быстро их одобрили.
Это было время, когда государства решали разные вопросы, воюя друг с другом. В 1877 году началась Русско-турецкая война. На военную службу были «призваны» и гражданские пароходы. Молодому лейтенанту Макарову поручили командовать пароходом «Великий князь Константин». Степан Осипович переоборудовал его так, чтобы на судне могли находиться небольшие минные катера. А ещё он первым в бою использовал самодвижущиеся мины (так тогда называли торпеды).
В 1886 году Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», на котором совершил кругосветное путешествие. Он повёл корабль через
Атлантический океан, обогнул Южную Америку и через год пришёл во Владивосток. Исследования океанов и морей, сделанные экипажем во время кругосветки, были бесценными. После этого путешествия Степана Осиповича наградили Золотой медалью Русского географического общества.
Но главным для Макарова всегда оставались военные корабли —
и всё, что с ними связано. Он понимал, что очень возможна война между нашей страной и Японией — за Дальний Восток. Поэтому призывал всячески осваивать Северный Ледовитый океан, чтобы проложить Северный морской путь из Балтийского моря к Тихому океану.
27 января 1904 года Русско-японская война началась. Вице-адмирала Макарова тут же перевели из Кронштадтского порта в Порт-Артур — командовать Тихоокеанской эскадрой.
Здесь Макаров организовал регулярную боевую подготовку экипажей. Он убеждал моряков, что сильную японскую армию можно победить. И действительно, дважды русский флот не давал японцам начать блокаду Порт-Артура. Макаров очень надеялся на военное подкрепление. Его должны были привезти по железной дороге. Но не успели…
Вице-адмирал командовал флагманским кораблём броненосцем «Петропавловск». В одном из сражений он направил «Петропавловск» на помощь миноносцу «Страшный», который окружили японские корабли. Это был последний бой вице-адмирала. Броненосец подорвался на мине. Степан Осипович погиб. Ему было всего 55 лет. Море, которое так любил Степан Макаров, стало его последним приютом.
Даже враги глубоко уважали русского героя! Узнав о героической гибели вице-адмирала, японский поэт Исикава Такубоку написал стихотворение:
Утихни, ураган! Прибой молчи!
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов!
Замрите со склонённой головой!
Пусть в тишине мой голос огневой
Вас к скорби призовёт: погиб Макаров!
В морской пучине, там, где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит.