Степан Макаров.

Рассказ о вице-адмирале С. О. Макарове — кораблестроителе, океанографе, полярном исследователе и герое Русско-японской войны. Именно он придумал морскую азбуку и понял, как сделать подводные лодки непотопляемыми.

Степан Макаров.

«Флот морской — границ часовой», — говорит русская пословица. А какой же часовой без сигнальных знаков и без сигнальщика? Надо же в сложной ситуации сообщение на соседний корабль передать? Да и просто поздороваться с товарищами, моряками встречного корабля.

 

Это сегодня на палубу корабля выходит специально обученный матрос и при помощи двух флажков буквами морской азбуки передаёт соседнему кораблю сообщение или приветствие. Но ведь эту азбуку кто-то придумал? Да, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Степан Макаров.

То, что мальчик Стёпа из небольшого украинского города Николаева станет военным, понимали многие. Да и как может быть иначе, если твой папа — морской офицер.

Три сына штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова рано остались без мамы. А сам Осип Фёдорович очень много времени проводил на службе. Став взрослым, Степан писал: «Я с девяти лет почти никогда не имел случая пользоваться чьими-нибудь советами. Всё, что во мне сложилось, всё это составилось путём собственной работы. Я немало трудился над собой…»

 

Когда Стёпе исполнилось десять лет, его отца отправили служить в Сибирскую флотилию. Дорога на Дальний Восток заняла пять месяцев. И всё это время Степан занимался: готовился к вступительным экзаменам в мореходное училище в Николаевске-на-Амуре.

Степан Макаров.

В 16 лет он окончил училище, получил звание унтер-офицера и отправился служить на корвет «Варяг». И сразу зарекомендовал себя надёжным товарищем и отличным моряком. Все видели его усердие, старание и стремление к знаниям.

Степан Макаров.

Именно в это время Степан проявил себя как учёный-исследователь. Молодого офицера назначили на броненосную лодку «Русалка». Так получилось, что, лавируя между скалистыми островами, корабль наткнулся на подводную скалу. «Русалку» начало заливать водой, и командир отдал приказ сесть на мель, чтобы починить корабль. Этот случай заставил Степана задуматься над тем, как избежать такой же ситуации в дальнейшем. Молодой мичман предложил разделить лодку непроницаемыми перегородками, чтобы в случае затопления одного отсека остальные были сухими и судно оставалось на плаву.

А ещё Макаров предложил особую систему быстрой откачки воды. Когда в Морском министерстве России узнали о предложениях молодого офицера, то очень быстро их одобрили.

Это было время, когда государства решали разные вопросы, воюя друг с другом. В 1877 году началась Русско-турецкая война. На военную службу были «призваны» и гражданские пароходы. Молодому лейтенанту Макарову поручили командовать пароходом «Великий князь Константин». Степан Осипович переоборудовал его так, чтобы на судне могли находиться небольшие минные катера. А ещё он первым в бою использовал самодвижущиеся мины (так тогда называли торпеды).

Степан Макаров.

В 1886 году Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», на котором совершил кругосветное путешествие. Он повёл корабль через
Атлантический океан, обогнул Южную Америку и через год пришёл во Владивосток. Исследования океанов и морей, сделанные экипажем во время кругосветки, были бесценными. После этого путешествия Степана Осиповича наградили Золотой медалью Русского географического общества.

Степан Макаров.

Но главным для Макарова всегда оставались военные корабли —
и всё, что с ними связано. Он понимал, что очень возможна война между нашей страной и Японией — за Дальний Восток. Поэтому призывал всячески осваивать Северный Ледовитый океан, чтобы проложить Северный морской путь из Балтийского моря к Тихому океану.

 

27 января 1904 года Русско-японская война началась. Вице-адмирала Макарова тут же перевели из Кронштадтского порта в Порт-Артур — командовать Тихоокеанской эскадрой.

Здесь Макаров организовал регулярную боевую подготовку экипажей. Он убеждал моряков, что сильную японскую армию можно победить. И действительно, дважды русский флот не давал японцам начать блокаду Порт-Артура. Макаров очень надеялся на военное подкрепление. Его должны были привезти по железной дороге. Но не успели…

Вице-адмирал командовал флагманским кораблём броненосцем «Петропавловск». В одном из сражений он направил «Петропавловск» на помощь миноносцу «Страшный», который окружили японские корабли. Это был последний бой вице-адмирала. Броненосец подорвался на мине. Степан Осипович погиб. Ему было всего 55 лет. Море, которое так любил Степан Макаров, стало его последним приютом.

 

Степан Макаров.

Даже враги глубоко уважали русского героя! Узнав о героической гибели вице-адмирала, японский поэт Исикава Такубоку написал стихотворение:

Утихни, ураган! Прибой молчи!

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,

Не наносите яростных ударов!

Замрите со склонённой головой!

Пусть в тишине мой голос огневой

Вас к скорби призовёт: погиб Макаров!

В морской пучине, там, где вал кипит,

Защитник Порт-Артура ныне спит.