Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий архиепископ, родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье аптекаря. Его крестили в честь святого Валентина — святого, исцелявшего больных и обращавшего во Христа неверующих. Конечно же, ни маме мальчика, ни его папе и в голову тогда не могло прийти, что их сын в будущем тоже будет исцелять и приводить к вере.
Художник Мария Новикова.
Ну а пока маленький Валя подрастал. Семья жила на Дворянской улице. У них был небольшой дом, а совсем рядом располагалась аптека, которой заведовал папа Валентина, Феликс Владимирович. Мама у Вали была замечательная. Она очень любила своих детей, молилась вместе с ними, всё время помогала бедным и обездоленным. Но и отец был, как вспоминал сам Валентин, «человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял». Когда на их улице открыли лечебницу для неимущих, папа Вали одним из первых начал отпускать бедным лекарства со скидкой.
В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу
Он очень хорошо рисовал, однако не видел в этом большой пользы. Поэтому поступил не в Академию художеств, а в Киевский медицинский институт. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом», — писал позже святитель Лука. «Мужицким» — то есть врачом для простого народа.
Именно так всё и случилось — что бы впоследствии ни происходило в судьбе Валентина Феликсовича, он никогда не переставал лечить людей. Сразу после окончания института он отправился в Читу, в военный госпиталь Красного Креста. Шёл 1904 год, началась Русско-японская война. Ещё не был изобретён пенициллин, применялся только опасный общий наркоз. Поэтому после многочасовой работы в операционной Валентин Феликсович проводил научные исследования, стремясь понять, как лучше лечить раненых с помощью местного обезболивания.
Ничего удивительного нет в том, что даже с будущей супругой Анной
Васильевной Ланской он познакомился на работе — в военно-полевом госпитале Читы. У молодой семьи не было постоянного места жительства — Войно-Ясенецкие вынуждены были переезжать из города в город. Везде Валентин Феликсович, следуя своему правилу, почти круглосуточно работал в маленьких, не всегда оборудованных больницах, не делая разницы между богатыми и бедными, крестьянами и помещиками.
Когда Валентин Феликсович разработал свой собственный метод местной анестезии — первый в России и на тот момент самый эффективный в мире, ему предложили заняться научной работой в Москве. Но ему с семьёй пришлось уехать в Ташкент. Анна Васильевна заболела туберкулёзом лёгких. От этой болезни в то время спасались в жаркой и сухой Средней Азии. В Ташкенте их и застал переворот 1917 года. У Валентина Феликсовича начались глубокие разногласия с новой властью. Потому что это были большевики-атеисты, утверждавшие, что Бога нет.
Анна Васильевна так переживала за мужа, что её очень слабое здоровье оказалось совершенно подорванным.
В октябре 1919 года она скончалась. О детях Войно-Ясенецких стала заботиться бездетная вдова, медсестра Софья Белецкая. А Валентин Феликсович без устали оперировал, преподавал, занимался наукой.
Через какое-то время, видя искреннюю веру и огромный проповеднический талант доктора, епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу принять сан священника. Тот, не раздумывая, согласился и 15 февраля 1921 года
был рукоположен. Отныне и в больницу, и в университет отец Валентин ходил в священнической рясе и с крестом на груди.
Через два года он принял монашеский постриг с именем Лука, возведён в сан епископа и поставлен во главе Туркестанской епархии. А 10 июня был арестован как «враг народа». В общей сложности святитель Лука провёл в ссылках 11 лет.
На Север его ссылали три раза. А один раз отправили за Полярный круг, в маленький посёлок Плахино. Владыка вспоминал, что в Плахино постоянно дул северный ветер и было так холодно, что туда даже птицы не залетали. В этом посёлке он крестил младенца — прямо в кадке, рядом с новорожденным телёнком.
Когда владыка был в своей третьей ссылке, началась Великая
Отечественная война. Владыка Лука сразу же написал в Москву письмо: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь
специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где
будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь.
По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Владыку назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. А ещё он управлял Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминал владыка об этом периоде. — Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».
Владыка много проповедовал, призывая прихожан к борьбе с фашизмом, участвовал в сборе средств для строительства танковой колонны имени Димитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
С 1946 года он жил в Симферополе.
Помимо епископского служения, он всё так же оперировал больных, консультировал врачей симферопольского военного госпиталя, читал лекции… И везде — несмотря на запреты властей — появлялся только в облачении и открыто благословлял тянувшихся к нему людей.
11 июня 1961 года, в воскресенье, в День Всех святых, в земле Российской просиявших, владыка умер. А позже сам был причислен к лику святых,
в День которых преставился ко Господу.