"Только вперед!"

"Только вперед!"

В Балтийском море, недалеко от берегов Эстонии, есть остров Сааремаа. Когда-то у этого эстонского острова было другое название — Эзель. А ещё его называли «остров журавлей». И сегодня отсюда осенью и весной в низкое северное небо взмывают стаи перелётных диких журавлей. Посреди острова — холм Раунамяки. Если забраться на его вершину, то куда ни посмотри — везде бесконечное Балтийское море. Интересно, сколько раз, стоя на этом холме, маленький Фабиан — будущий великий русский путешественник и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен — мечтал отправиться вслед за перелётными птицами —
к неведомым землям?

Он родился 20 сентября 1778 года в простой немецкой семье. Мама Фабиана умерла, и мальчика воспитывал папа. Когда Фабиану исполнилось десять лет, его отдали учиться в Морскую школу в Кронштадте. Там его на русский лад стали называть Фаддеем. Он очень любил учиться. В последнем классе школы,
в семнадцать лет, получил звание гардемарина и отправился в Англию. А затем, за хорошую службу, был возведён в мичманы и начал служить в Ревельской эскадре.

Служил Фаддей отлично. И в 1803 году знаменитый путешественник Иван Фёдорович Крузенштерн взял его с собой в первое в истории России кругосветное плавание.

Это было удивительное время. Время великих морских открытий и далёких путешествий. Все моря и океаны прошли мореплаватели, на всех материках побывали. А на Южном полюсе Земли, в Антарктиде, не были.
В 1774 году ближе всех к ней подошёл корабль английского путешественника Джеймса Кука. Он-то и предупредил моряков о капризном климате этих широт. А ещё убедил их в том, что, кроме дрейфующих льдов, здесь больше ничего нет. Несколько десятков лет после Кука путешественники не решались отправиться к Южному полюсу.

"Только вперед!"

…Начальником русской экспедиции к Южному полюсу был назначен Фаддей Беллинсгаузен. 16 июля 1819 года под крики «ура» и залпы пушек два корабля — «Восток» и «Мирный» — вышли из Кронштадта и направились к югу. «Востоком» командовал сам Беллинсгаузен. «Мирным» — его друг Михаил Лазарев.

Путешественникам было дано задание: расширить знания о земном шаре. В то время было известно, что в Южном полушарии, в Австралии, жили люди, ещё не знакомые с одеждой. Для них приготовили подарки: ножи, украшения. Вообще, в Южном полушарии всё было не так, как
в Северном. Всё по-другому: летом — зима, на небе — другие, незнакомые, созвездия.

…Когда корабли пересекли Южный полярный круг, в океане появились айсберги. Был декабрь — летний месяц Южного полушария. Как и предупреждал когда-то Кук, погода постоянно менялась: за снежными штормами налетали ураганные ветры, в тумане ничего не было видно.

Всё ближе и ближе подходила русская флотилия к Антарктиде.
Неожиданно перед самым носом одного из кораблей вырос огромный айсберг. За ним — другие. Айсберги сталкивались между собой, ломались и крошились. Стоял страшный грохот. Казалось, гибель кораблей была неминуема. Но отважные мореходы продолжили путь. Наконец, 28 января 1820 года они увидели высокий лёд, простиравшийся, насколько хватало глаз. Это был берег Южного материка — Антарктиды.

Льды вокруг берега смыкались и не давали кораблям пройти. На льдинах копошились смешные пингвины. Над кораблями с криками летали шумные альбатросы.

Целый месяц моряки пытались пройти между льдин к берегу материка. Их засыпало снегом. Шлюпы покрывались льдом. Лёд приходилось постоянно сбивать. Падающий на палубу снег — сбрасывать за борт. Заканчивалось южное лето. А это значит, что корабли вынуждены были вернуться в тёплые воды Индийского океана. Антарктида прощалась с мореплавателями яркими сполохами полярного сияния.

"Только вперед!"

В Австралии путешественники отремонтировали свои корабли, познакомились с местными жителями и вручили им подарки. А весной вновь направились к Южному полюсу. На этот раз погода была ясной. И 28 января 1821 года моряки явственно увидели берег нового материка. Беллинсгаузен назвал его берегом Александра I — в честь Российского императора, который одобрил их путешествие к Антарктиде.

Пора было возвращаться домой.

Это плавание длилось 721 день. Отважные путешественники прошли около 50 000 морских миль, открыли 29 островов. Их карты рисовал сам Беллинсгаузен: он был отличным картографом. И на новую карту земного шара наносились русские имена. Но главное — был открыт миру неведомый ранее материк.

Кстати, сам Беллинсгаузен не считал себя первооткрывателем.
Потому что не ступил на землю Антарктиды. Но мы-то знаем, что первооткрыватель нового материка именно он.

Вернувшись на родину, Беллинсгаузен продолжил службу на флоте. За поход к берегам Антарктиды император Александр I наградил его званием капитан-командора и орденом Святого Георгия.

ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен находился на боевом посту до самой смерти. Он скончался 13 января 1852 года. Беллинсгаузена похоронили в Кронштадте. Его имя носят море и остров в Тихом океане, мыс на острове Сахалин, остров в Атлантическом океане, шельфовый ледник и научная станция в Антарктиде.

 

"Только вперед!"