Во имя великой цели.
Рассказ о человеке, который "стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг".
Николай Пржевальский родился 12 апреля 1839 года в маленьком селе Кимборово недалеко от Смоленска, в семье офицера Михаила Пржевальского. Отца не стало, когда мальчику исполнилось всего семь лет. Воспитанием Коли и его младших братьев занималась мама Елена Алексеевна, и Николай спустя годы говорил, что многим обязан именно ей — любимой маме.
Мальчик рос очень смелым. Не боялся ходить в одиночку в лес, где, между прочим, водились самые настоящие медведи. Коля всегда был уверен, что в случае чего спрячется от хищника на дереве — он отлично лазал по деревьям! А ещё — ловко стрелял из охотничьего ружья.
Когда пришло время учиться, Коля поступил в Смоленскую гимназию, сразу во второй класс. Учился он очень хорошо. Помогала удивительная зрительная память: один раз взглянув на страницу, Коля мог воспроизвести увиденное с любого места.
В 16 лет, после окончания гимназии, Николай Пржевальский отправился в полк. Сначала служил унтер-офицером в Рязанском пехотном полку, потом — прапорщиком в Полоцком пехотном (полк стоял в городе Белом Смоленской губернии). В служебных перерывах он уходил в лес — охотиться. Пржевальский по-прежнему любил природу. Возможно, в это время у него и возникли мысли о путешествии в дальние земли. Николай начал изучать труды знаменитых учёных по географии, зоологии, ботанике, проводя за чтением пятнадцать часов подряд. У будущего знаменитого путешественника появилась мечта — стать студентом академии Генерального штаба и после учёбы получить назначение в Сибирь. Эта часть России в то время была совершенно не изучена.
Пржевальский легко сдал вступительные экзамены в академию и уже на втором курсе подготовил доклад на тему «Природа Амурского края». Он вызвал неподдельный интерес, и талантливого молодого человека приняли в Русское императорское географическое общество. Спустя некоторое время Пржевальский представил знаменитым учёным-географам план путешествия по Сибири. Ответ был таким: «Никто не даст денег тому, кто собирается в путешествие по неизведанным землям без опыта и подробной карты».
И всё-таки в мае 1867 года Николай Пржевальский отправился в своё первое путешествие: по реке Уссури, правому притоку Амура. На подготовку к экспедиции он потратил свои деньги. Вместе с помощником он собирал растения, наблюдал за птицами и зверями, знакомился с местными жителями. И постоянно вёл дневник. Когда начались морозы, путешественникам часто приходилось спать прямо на снегу. Чтобы писать в дневнике, Пржевальский грел чернила на огне.
Весной 1868 года исследования учёного были прерваны нападением на южное Приморье хунхузов — обедневших китайских крестьян. Пржевальский, офицер и искуснейший стрелок, не мог не принять участие в защите русских деревень от набегов разбойников. За это его представили к званию капитана, вскоре перевели в Николаевск-на-Амуре и назначили старшим адъютантом штаба войск Приамурской области. Здесь в свободное время учёный обрабатывал материалы, собранные экспедицией. А в конце 1869 года поехал в Северную столицу.
Он привёз в Петербург более 2000 экземпляров растений, 550 штук птичьих яиц, 83 вида различных семян. За доклад о народах, живущих в Приморье, натуралисту присудили Малую серебряную медаль. Можно сказать, что экзамен «на путешественника» он выдержал блестяще.
В 1870 году сбылась ещё одна мечта Пржевальского: он отправился в свою первую экспедицию по Центральной Азии. Путь лежал через пустыню Гоби в Пекин, а затем — в древний Тибет. При переходе через пустыню путешественникам не хватало воды и продовольствия, один из помощников Пржевальского тяжело заболел. Николай Михайлович так писал об этом в своём дневнике: «Вдалеке от родины мы жили как родные братья. Делили вместе работу и опасность, горе и радость. Сохраню до гроба благодарные воспоминания о своих спутниках, безмерной отвагой и преданностью делу обусловивших весь успех предприятия». В результате этого похода на карте Центральной Азии появились 23 новых хребта, 7 больших и 17 маленьких озёр.
Николай Михайлович Пржевальский внёс такой вклад в изучение географии Евразии, который не удавалось сделать никому ни до него, ни после. Он открыл и описал новые виды растений и животных, самое известное из которых — дикая лошадь, которая водилась только на северо-западе Китая. Её назвали лошадью Пржевальского. После его экспедиций на картах Центральной Азии белые пятна исчезали одно за другим.
Во время своей последней экспедиции Пржевальский заболел брюшным тифом, а эту болезнь в то время ещё не умели лечить. Это случилось около восточного берега озера Иссык-Куль. На его могиле, как и завещал исследователь, написано только: «Путешественник Н. М. Пржевальский».
Но, как сказал русский писатель Антон Павлович Чехов, «один Пржевальский стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг».