«Завидую людям будущего!»

Когда-то давно — в девятнадцатом веке — жил в России мальчик. Обыкновенный мальчик. С серыми глазами и русыми волосами...

Родился он в Санкт-Петербурге, детство провёл в Одессе. Когда мальчик вырос, то решил стать юристом и поступил на юридический  факультет Петербургского университета. Но, хорошенько подумав, понял, что хочет быть инженером — чтобы строить железные дороги и прокладывать путь в непроходимой тайге.

 

Крёстным отцом мальчика был император Николай I, небесным покровителем которого был столь любимый на Руси святитель Николай Чудотворец. Неудивительно, что мальчика тоже назвали Николаем, а помощь и поддержку их общего с царём святого он чувствовал всю свою жизнь.

«Завидую людям будущего!»

Как же простой мальчик стал царским крестником? Оказывается, его папа, Георгий Антонович Михайловский, был настолько храбрым офицером, что заслужил уважение самого императора. И в знак благодарности за верную службу Николай I крестил детей Георгия Антоновича.

 

Император Николай I много хорошего сделал для России. Например, основал в Киеве Императорский университет Святого Владимира. Открыл в Санкт-Петербурге Технологический институт. А ещё решил построить первую в России железную дорогу — из Петербурга в Царское Село. 

«Завидую людям будущего!»

Сложно поверить, но в то время все жители России переезжали из города в город на санях или в повозках. Император Николай I захотел исправить эту ситуацию. Позже по его приказу была открыта железная дорога из Санкт-Петербурга в Москву.

«Завидую людям будущего!»

Тогда никто и предположить не мог, что крестник царя Николая I станет, по сути, продолжателем дела своего августейшего крёстного — будет трудиться на строительстве железных дорог не только в России, но и в других странах.

«Завидую людям будущего!»

Получив диплом инженера, Николай Михайловский отправился в болгарский город  Бургас, на берег Чёрного моря.  В то время там строили порт и шоссе. И знания молодого талантливого инженера очень пригодились. После Болгарии Николай участвовал в строительстве железной дороги в Молдавии. Эта дорога была построена за 100 дней. Невероятно быстро! И на Всемирной выставке в Париже её строители получили Гран-при и золотую медаль.

Когда Николай женился, то вместе с супругой переехал в семейное имение, которое находилось недалеко от деревни Гундоровка в Самарской губернии. Но очень скоро Николая Георгиевича направили на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Участок, на котором трудился Михайловский, стал начальным пунктом Транссибирской магистрали, или Великого Сибирского Пути. Транссиб соединил Европейскую часть России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

«Завидую людям будущего!»

 Великое дело! Казалось бы, Гундоровка давно забыта. Но нет! Михайловский пишет воспоминания о своей жизни в деревне. А потом — о своём детстве, об учёбе в одесской гимназии, о дружбе с отцом, которого он очень любил, но который, что скрывать, часто журил его за шалости. Так на свет появилась повесть «Детство Тёмы». Начинающему писателю нужен был псевдоним. Ведь его все знали как известного инженера-строителя железных дорог.  И здесь помог сын Михайловских — маленький Георгий. В семье малыша называли Гарей. И писатель решил добавить к своей фамилии «Гарин».

 

Когда повесть опубликовали, она понравилась всем: и детям, и взрослым. И Гарин-Михайловский решил писать продолжение.

«Завидую людям будущего!»

Кроме повестей, он сочинял сказки: про маленькую девочку, про волшебницу и принца, про тигра и собаку. Писал в перерывах между работой, потому что продолжал строить железные дороги.

 

В 1898 году сбылась заветная мечта Гарина-Михайловского: кругосветное путешествие. Во время путешествия он принял участие и в исследовании Кореи. Поднимался на вулкан Пэктусан, спускался в озеро в кратере вулкана, переправлялся по реке Амноккан и преодолевал речные перекаты, один из которых был похож на ревущий водопад. В путешествии писатель вёл дневник, записывал корейские сказки, легенды и мифы.

 

После Кореи он побывал в Китае, Японии, на Гавайских островах и, наконец, добрался до Соединённых Штатов Америки. Проехав на поезде через всю страну, Николай Георгиевич сел в Нью-Йорке на пароход, отправлявшийся в Англию…

«Завидую людям будущего!»

По возвращении домой он написал научные отчёты и труды, и отдельно — книгу о своём путешествии. Теперь Гарин-Михайловский постоянно жил в Санкт-Петербурге. Много работал, встречался с писателями. Однажды, во время чтения и обсуждения нового произведения, он почувствовал себя очень плохо. У писателя было больное сердце.

 

«Завидую людям будущего!»

 

Прощанием с читателями стали последние слова Николая Георгиевича: «Счастливейшая страна Россия! Сколько интересной работы в ней!.. завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас».