Знакомые незнакомцы.
Мы часто используем в повседневной речи устойчивые сочетания слов, не задумываясь об их происхождении.
Кто-то скажет: «Нам и не нужно это знать, ведь мы всегда так говорим». А ведь это очень интересно: попробовать найти ответ на вопрос, где и почему возник тот или иной фразеологизм.
Точить лясы.
Сегодня мы живём в мире стекла, металла, пластика. Предметов из дерева вокруг нас всё меньше и меньше. А раньше из дерева строили дома, делали мебель, двери, лестницы. Лестничные перила опирались на балясины: резные столбики-опоры. Умелые плотники считали эту работу несложной и вели неторопливые разговоры, украшая балясины искусной резьбой. Со временем вместо «балясины» стали говорить «балясы», а потом и «лясы». А «точить лясы» стало означать не только вырезание из дерева балясин, но и болтовню по пустякам.
Наломать дров.
Все знают, что дрова пилят, а не ломают. Почему же мы говорим «наломать дров»? Объясняем. Когда-то на юге России дровами называли не аккуратно напиленные поленья, а щепки и ветки. Их ломали руками и отправляли в печь. Наломать таких дров мог даже ребёнок. Вот почему стали говорить: «Это просто и легко. Как дров наломать». Сегодня «наломал дров» мы говорим о том, кто сделал что-то небрежно, кое-как. Или совершил столько ошибок, что всю работу нужно переделывать заново.
Тянуть канитель.
Канитель — это тонкая нить из драгоценных металлов: золота или серебра. В старину канителью обшивали ризы священников, мундиры и фуражки военных, парадные царские одежды. Чтобы получить тонкую металлическую нить, мастер долго и аккуратно тянул её клещами из раскалённой золотой или серебряной проволоки. Постепенно выражение
«тянуть канитель» стало означать: делать что-то очень
медленно, затягивать начатое дело.